Образование1 сентября 2023 года вступила в силу новая Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее ФАОП ДО), которая была утверждена Министерством просвещения РФ 24 ноября 2022 года (приказ № 1022). Реализуемые в МБДОУ № 115 адаптированные образовательные программы:
2. Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи:
Описание адаптированных образовательных программ. Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР Задачи: - коррекция речевых нарушений на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия; - оказание родителям (законным представителям) детей с ТНР консультативной и методической помощи по особенностям развития детей с ТНР и направлениям коррекционного воздействия. Программа коррекционной работы предусматривает: - проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической работы, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ТНР с целью преодоления неречевых и речевых расстройств; - достижение уровня речевого развития, оптимального для ребёнка, и обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в разных видах детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях; - обеспечение коррекционной направленности при реализации содержания образовательных областей и воспитательных мероприятий; - психолого-педагогическое сопровождение семьи (законных представителей) с це-лью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с детьми; организацию партнерских отношений с родителями (законными представителями). Коррекционно-развивающая работа всех педагогических работников ДОУ включает: - системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у детей с ТНР); - социально-коммуникативное развитие; - развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у детей с ТНР; - познавательное развитие, - развитие высших психических функций; - коррекцию нарушений развития личности, эмоционально-волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ТНР; - различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лек-ции, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений, в том числе родителей (законных представителей), вопросов, связанных с особенностями образования детей с ТНР. Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы специального сопровождения детей с ТНР. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы, что способствует реализации и развитию потенциальных возможностей детей с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей. АОП для детей с тяжелыми нарушениями речи регламентирует образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.) с квалифицированной коррекцией недостатков языкового развития детей, психологической, моторно-двигательной базы речи, профилактикой потенциально возможных трудностей в овладении грамотой и обучении в целом, реализуемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей с тяжелыми нарушениями речи; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР. Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР Основные задачи : • коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи; • своевременное предупреждение нарушений чтения и письма; • активизация познавательной деятельности детей; • коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития; • пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей). • осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении; • обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки. Дошкольники с ЗПР могут быть включены в работу по АОП в разные возрастные периоды, при этом у них выявляется различная степень выраженности задержки развития, образовательных трудностей и различия в фонде знаний и представлений об окружающем, умений и навыков в разных видах детской деятельности. Для отбора вариативного содержания образовательной работы, для осуществления мониторинга ее результатов, в АОП условно выделяется 3 варианта освоения образовательной программы для каждой возрастной группы по каждой из образовательных областей, и соответственно определяются планируемые результаты (уровни освоения) для каждого из трех вариантов. Такая дифференциация не предполагает аттестации достижений ребенка, а служит исключительно задачам индивидуализации образования детей с ЗПР и является основой для выработки коллегиальных рекомендаций к выбору дальнейшего образовательного маршрута на этапе перехода на вторую ступень образования. Возможность освоения первого варианта АОП (по всем образовательным областям) означает устойчивую положительную динамику в развитии воспитанников в условиях целенаправленной коррекции. Однако дети по-прежнему могут нуждаться в специальных условиях, т. к. у них сохраняются специфические трудности (из-за особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения, парциальных недостатков по-знавательных процессов и регуляционных компонентов деятельности и др.), тормозящие самостоятельное усвоение Программы. В случае, если ребенок после оказанной ему специальной психолого-педагогической помощи способен усваивать первый вариант, о чем свидетельствуют положительные результаты диагностики, ППк ДОУ может рекомендовать продолжить образование по ООП ДО. Но при этом рекомендуется продолжить психологическое сопровождение на весь период дошкольного обучения. Второй вариант требует организации целенаправленной коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков регуляторной и когнитивной сфер, восполнения пробелов в усвоении знаний, умений и навыков, осваиваемых на предыдущей возрастной ступени. Сначала в рамках специально организованной совместной деятельности взрослого и ребенка и дальнейшего закрепления усвоенных представлений и навыков в самостоятельной деятельности воспитанника. Третий вариант выбирается при более поздних сроках начала коррекционно-развивающего обучения (например, в старшем дошкольном возрасте) и/или выраженных трудностях освоения дошкольной образовательной программы. Предполагается тщательная адаптация и индивидуализация содержания образовательной и коррекционной работы на основе всестороннего изучения коррекционно-образовательных потребностей ребенка и его индивидуальных возможностей. Этот вариант предполагает консолидацию усилий всех педагогов сопровождения и семьи воспитанника, так как состояние ребенка требует решения широкого спектра коррекционно-развивающих задач: формирование социально приемлемого поведения, повышения познавательной мотивации и совершенствования регуляторной сферы деятельности, развития познавательных процессов и коммуникативно-речевой деятельности, а также восполнение пробелов в освоении дошкольной образовательной программы с ориентацией на индивидуальные возможности ребенка. Программой предусмотрен гибкий подход к отбору образовательного и коррекционно-развивающего содержания, методов и форм работы с детьми не только с учетом возрастных, но и индивидуально-типологических особенностей, трудностей и образовательных потребностей. Предполагается возможность перехода от одного варианта программы к другому. Рабочие программы учителей-дефектологов и учителей-логопедов. Рабочие программы учителей-логопедов и учителей-дефектологов составлены в соответствии с АОП для детей с ЗПР, АОП для детей с ТНР, возрастом детей и рекомендациями ПМПК. Они содержат: цели и задачи на учебный год, тематику и содержание коррекционных занятий, описание методических приемов, описание дидактического материала, описание диагностических методик. Учебный план Учебный план МБДОУ № 115 на 2022-2023 учебный год содержит информацию о режиме дня, учебной нагрузке, графике образовательной деятельности в группах для детей с ЗПР и ТНР:
Календарный учебный график образовательной деятельности на 2023-2024 учебный год 1-15 сентября 2023 г. - психолого-педагогическая диагностика 16 сентября – 31 декабря 2023 г. – образовательная деятельность по АОП для детей с ЗПР, ТНР 1-8 января 2024 г. – праздничные дни 9-22 января 2024 г. – диагностическое обследование 23 января – 14 мая 2024 г. - образовательная деятельность по АОП для детей с ЗПР, ТНР 15-31 мая 2024 г. - психолого-педагогическая диагностика 1 июня-31 августа 2024 г. – летний оздоровительный период Копия календарного учебного графика на 2023-2024 учебный год (цифровая подпись)Общая численность воспитанников в 2023-2024 учебном году на 1 сентября - 40, из них за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации - 40, воспитанников, являющихся иностранными гражданами - 0. Методические рекомендации для обеспечения образовательного процесса Аккредитация образовательной деятельности по программам дошкольного образования не проводится в соответствие со статьёй 92 Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации""Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности 1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, за исключением образовательных программ дошкольного образования, программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), образовательных программ, реализуемых в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с нарушением интеллекта, и основных программ профессионального обучения." При реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования в МБДОУ № 115 не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. |